Тема № 13:ТАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НАРЯДАМИ МИЛИЦИИ
ВВЕДЕНИЕ

Законом Российской Федерации "О милиции" одной из основных задач как всей милиции, так и милиции общественной безопасности определена задача предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений. Исходя из этой задачи, наряды милиции призваны своевременно предупреждать и пресекать любые правонарушения, и в первую очередь преступления, совершаемые в общественных местах, охранять законные права и интересы граждан, государства, предприятий организаций от преступных посягательств.
Условия оперативной обстановки, острые и сложные ситуации, которые возникают в связи с совершением преступлений, требуют от нарядов милиции решительных и тактически грамотных действий. В этой связи каждому работнику милиции необходимо глубоко и всесторонне знать действующее законодательство, признаки конкретных преступлений, уметь тактически грамотно действовать по предотвращению и пресечению преступлений, организации охраны места происшествия, задержанию и доставлению в ОВД подозреваемых.

1.        Обязанности нарядов милиции по предупреждению  административных правонарушений

        Предупреждение правонарушений - одна из основных обязанностей нарядов милиции по охране общественного порядка. Это положение  закреплено в Законе РФ "О милиции" ст. 10 п.1 от 18.04.91 г., гл.4 Устава ППСМ
Предупреждение правонарушений - это система государственных  и  общественных мер, направленных на выявление и устранение  ее  причин  и условий или ослабляющих их действие и тем самым способствующих эффективности работы с противоправными явлениями; оказание  предупредительно-профилактического воздействия на лиц, склонных к  совершению правонарушений
Большая роль в этой работе принадлежит нарядам ППСМ.  Само  появление на улице(другом общественном месте) работника милиции  в  форменной одежде способствует профилактике правонарушений, оказывает  сдерживающее воздействие на правонарушителей, вселяет у  граждан  уверенность в надежной защите их прав, законных интересов  и  личного  достоинства
Чтобы наряд ППСМ успешно предупреждал  правонарушения,  он  должен хорошо знать оперативную обстановку в месте несения службы,  располагать информацией и анализом причин и условий, которые могут  привести к совершению правонарушений (это должны делать лица, готовящие  наряд к несению службы, командиры  строевых  подразделений  ППСМ,  дежурные ОВД, представители других служб).

Эта работа (условно) имеет два направления:

"        Устранение таких  причин и условий,
"        предупредительное воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений.

Устранить причины и условия НМ  может на месте путем личного вмешательства (материальные ценности  оставлены без охраны, игра детей на дорогах, оставление личных вещей в  раздевалках без охраны - в общественных  местах,  магазины,  больницы  и т.д.) или написать по этому поводу рапорт на имя начальника  с  целью воздействия иными мерами на должностных лиц.

Формы и методы, которыми может пользоваться наряд милиции:

"        Выявление граждан, нарушающих закон и принятие к ним мер предупредительного характера
"        Разъяснение требований закона
"        Контроль за установленными ограничениями (движения транспорта,  пешеходов, производство опасных работ без соблюдения мер безопасности и т.д.)
"        Контроль за лицами, находящимися в ненадлежащем месте и ведущими
         себя подозрительно (осмотр закрытого магазина)
"        Информирование о выявленных условиях дежурного милиции, участкового уполномоченного, ОППН и другие службы
"        Осмотр нежилых помещений (подвалы, брошенные строения)
"        Осмотр объектов хранения материальных (денежных) средств (о  недостатках докладывать дежурному ОВД)
"        Осмотры мест массового отдыха граждан и др.

2.  Действия нарядов милиции при пресечении административных правонарушений


Изучение статистических данных показывает, что среди административных правонарушений, совершаемых в общественных местах, преобладают нарушения антиалкогольного законодательства.  Опасность  нарушений  антиалкогольного законодательства заключается не  только  в  причинении ущерба непосредственному объекту посягательства, но и в том, что  они часто влекут за собой более тяжелые последствия и являются причиной или поводом к совершению таких преступлений как:
"        Хулиганство,
"        Грабеж,
"        Убийство
И других преступлений.

1.        Получив информацию о совершающемся АПН или явившись его свидетелем, НМ прибывает к месту происшествия на безопасное расстояние
2.        Оценивает обстановку:
"        Определяет, какое совершается АПН
"        Определяет количество и контингент нарушителей
"        Определяет количество собравшихся и их отношение к происходящему
"        Определяет возможность пресечения АПН собственными силами
Если пресечь правонарушение своими силами не представляется возможным - немедленно докладывает дежурному по ОВД и до прибытия помощи осуществляет, на безопасном расстоянии, наблюдение за поведением нарушителей, по возможности, не допуская разрастания противоправных действий.
Когда имеется возможность пресечь правонарушение своими силами:
3.        Наряд милиции прибывает на место происшествия и привлекает к себе внимание всех находящихся там граждан (голосом, используя свисток)
4.        Требует от нарушителей прекращения противоправных действий:
"        Требует у нарушителей документы, удостоверяющие личность. Получив их в руки, до конца разбирательства не возвращает.
"        Разъясняет нарушителям существо АПН и предусмотренную за это ответственность
"        В зависимости от обстановки, принимает решение:
а)  ограничиться устным предупреждением,
б) если общественная опасность АПН невелика, нарушитель осознал свою вину, выполнил законные требования НМ и личность его установлена

-  составить протокол об АПН на месте,

в) если правонарушение более опасно, но нарушитель выполнил требования сотрудников милиции и имеется возможность для документального оформления правонарушения

- доставить нарушителя для оформления материалов об АПН в ОВД, если правонарушение значительно или личность его не установлена или  не выполнил требования НМ

5.        При невыполнении законных требований - НМ пресекает нарушение, предварительно избрав для этого конкретный способ (ФС, СС)
6.        Проводит наружный осмотр нарушителей, если есть основания для их доставления в ОВД, обеспечивает их охрану (цели и порядок проведения Н.О. подробно рассматриваются в т.15)
7.        При наличии пострадавших - оказывает им необходимую помощь, устанавливает личность, записывает данные в служебную книжку
8.        Выявляет свидетелей АПН, записывает их данные в служебную книжку
9.        Докладывает дежурному по ОВД о совершенном АПН ,принятых мерах и действует по его указанию
10.        По прибытии в ОВД о совершенном АПН и проделанной работе НМ докладывает рапортом на имя начальника ОВД

При выявлении фактов распития лицами спиртных напитков в общественных местах или граждан, находящихся в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и  общественную  нравственность  (cт.20.20. п.1, ст.20.21 КоАП РФ) наряды милиции принимают меры к  прекращению  противоправных действий по указанной выше схеме.

Статья 20.20. КоАП РФ
ч. 1 Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -
Влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти МРОТ

Примечание. В части 1 настоящей статьи под алкогольной и спиртосодержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов.

Статья 20.21. КоАП РФ
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
Влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти МРОТ или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Особое внимание уделяется фактам выявления в общественных местах несовершеннолетних в состоянии опьянения (ст.20.22 КоАП РФ). Наряды милиции доставляют их в дежурную часть ОВД, где на них  оформляется  соответствующий  протокол, приглашаются родители или лица, их заменяющие,  которые  впоследствии будут привлечены к административной ответственности. Принимаются  меры к установлению  лиц,  склонивших  несовершеннолетних  к  употреблению спиртных напитков, которые также привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20.22. КоАП РФ гласит, что появление несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, -
Влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

В структуре административных правонарушений, посягающих  на  общественный  порядок,  значительное  место  также занимает  мелкое  хулиганство
       
Статья 20.1. КоАП РФ
Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати МРОТ или административный арест на срок до пятнадцати суток.


3. Обязанности нарядов милиции по предупреждению и пресечению преступлений.

Прежде чем  начать разговор о преступлениях и тактике работы Нарядов милиции по предупреждению и пресечению данного вида противоправных действий, необходимо знать и уметь отличать преступление от административного правонарушения.

Статья 14. УК РФ гласит:
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Требования, предъявляемые  к  нарядам  милиции по борьбе с  преступностью.

К нарядам милиции, несущим службу  по  охране  общественного  порядка, предъявляются определенные требования. К ним относятся:
"        Активность и непрерывность при несении службы;
"        Сосредоточение основного внимания на ОПП в местах, где наиболее вероятно совершение преступлений;
"        Гибкость и внезапность;
"        Тесное взаимодействие и взаимопомощь нарядов.

Активность при несении службы заключается в проведении  упреждающих действий, направленных на своевременное предупреждение  и  пресечение правонарушений. Активность должна быть видна прежде  всего, в  повседневной работе милиционеров, в их умении  быстро  улаживать  возникшие инциденты и конфликты, в  способности  предотвратить  правонарушение, готовности помочь чужой беде. Здесь также должна проявляться и разумная инициатива милиционера при выполнении служебных обязанностей.
Непрерывность вытекает из необходимости постоянной ОПП в  тех  местах, где наиболее вероятно  совершение  правонарушений.  Непрерывность действий милиционеров способствует оперативному выявлению  предупреждению, пресечению правонарушений и задержанию правонарушителей.
Гибкость при несении службы предполагает, прежде всего, быстрое изменение способов борьбы с правонарушителями. Особая гибкость, умение  и решительность должны проявляться в действиях против вооруженных преступников. Гибкими следует считать такие действия, при которых работники  милиции,  показав  высокую  организованность, подвижность  и   мобильность полностью используют свои возможности, немедленно и  наиболее целесообразно реагируют на все изменения оперативной  обстановки, при выполнении поставленных задач.
Внезапность действий позволяет с меньшей  затратой  сил  и  средств поддерживать правопорядок в общественных местах. Особенно важна  внезапность при действиях против вооруженных преступников,  при  групповых нарушениях общественного порядка.
Только при тесном взаимодействии и взаимопомощи нарядов ППСМ  можно успешно выполнить задачи по предупреждению и пресечению  преступлений и административных правонарушений.
               
Вывод:
Добросовестное выполнение работниками милиции своего служебного  долга, их твердость, мужество и решительность - непременные условия  успешной борьбы с преступностью.






Обязанности патрульно-постовых нарядов милиции по предупреждению и пресечению преступлений

Патрульные и постовые наряды обязаны:

1.        Знать и обеспечивать в пределах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия преступников
2.        Своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения
3.        Контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции, соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений
4.        Выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан
5.        Оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся преступной деятельностью; взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями. Хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических средств, совершивших другие преступления
6.        Выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики
7.        При установлении фактов сбыта фальшивых знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявление свидетелей и докладывать об этом дежурному
8.        Обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и предприятий грузы, особенно в неурочное время. При возникновении подозрений проверять у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, проверять соответствие грузов с документами и товарных документов. При каких-либо нарушениях - доставлять водителей и транспорт в ОВД
9.        По указанию начальника ОВД или его заместителей, начальника милиции общественной безопасности выполнять отдельные поручения следователей, дознавателей и сотрудников криминальной милиции по осуществлению действий, направленных на предупреждение, пресечение к раскрытию преступлений в районе службы
10.        При получении информации о подготавливаемом преступлении немедленно докладывать начальнику или дежурному ОВД, действовать по их указанию или принять меры к предотвращению преступления (в зависимости от обстоятельств)
11.        При получении информации о совершенном или совершаемом преступлении - немедленно доложить ее дежурному ОВД, принять все возможные меры по пресечению преступления или действовать по указаниям дежурного

Выполняя свои обязанности, особое внимание НМ обращает:
"        На детей, играющих в опасных местах
"        На граждан. Проявляющих подозрительное беспокойство, одетых не по сезону, имеющих травмы или повязки
"        На граждан, часто появляющихся (особенно в неурочное время) у объектов, где производятся или хранятся материальные ценности, интересующихся режимом их работы или организацией охраны этих объектов
"        На целостность жилых, служебных, производственных помещений в районе поста или маршрута (ограждения, запоры, двери, форточки и т.д.)
"        На подозрительные шумы или запахи, появление дыма или огня.


Вывод:

Работники милиции должны проявлять заботу о том,  чтобы  их  действия при всей строгости и решительности были безупречными, справедливыми и понятными широким массам населения. Основное внимание в  своей  работе наряд милиции должен уделять профилактике  уличных  правонарушений  и преступлений.

Занятие 2:

4.        Действия нарядов милиции  при совершении преступления и на месте происшествия.
           
"        Определить границы охраняемой зоны,  где  могут  находиться  следы преступления и вещественные доказательства, удалить из нее всех посторонних граждан.
"        При необходимости - оцепить место происшествия, привлекая для  этого общественность. Посты выставляют в зависимости от  характера  и  расположения  места происшествия. Так, если преступление совершено  в помещении,  посты выставляют у входа в него и на улице (во дворе) возле окон,  но  так, чтобы имеющиеся следы или вещественные доказательства оказались в  зоне оцепления. При совершении преступления на открытой местности посты  выставляются, возможно, дальше от места происшествия. Подходы к  месту  происшествия ограждаются какими-либо предметами или знаками.
"        Принять меры к сохранению следов происшествия, которые под воздействием атмосферных явлений могут быть уничтожены до прибытия СОГ. Для этого видимые следы и другие вещественные доказательства  накрывают любым подручным материалом, большего размера,  с  максимальной осторожностью.
"        Передвигаться по месту происшествия, заходить в помещения только в случаях крайней необходимости (при обнаружении трупа, оказании помощи потерпевшему, задержании преступника, наличии в помещении  дыма  или огня и т.д.), запомнить путь своего передвижения, оставлять как  можно меньше следов.
"        Не разрешать никому и самому не прикасаться к предметам, не производить их перестановку (за исключением обстановки на месте ДТП,  когда невозможно организовать объезд), не курить и не бросать  какие-либо предметы.
"        О всех изменениях обстановки на месте происшествия докладывать дежурному по ОВД.
"        По прибытии на место происшествия СОГ доложить старшему  о  мерах,
       принятых по его охране и действовать по его указанию.
Также необходимо доложить особенности обстановки, на которые СМ обратил  внимание в момент прибытия : специфические запахи, состояние погоды,  направление ветра, освещение на улице и в помещении, открыты или  закрыты двери, окна, форточки, о произведенной перестановке  предметов,  путях своего передвижения по месту происшествия и т.д.
Последовательность действий НМ на месте совершения преступления  зависит от характера совершенного преступления, состава наряда  и  других обстоятельств. Главная задача - лишить преступника (преступников) возможности продолжить противоправные действия и его (их) задержание.
Преследование преступников "по горячим следам" ведется до  тех  пор, пока они не будут задержаны и обезврежены.Наряды во время преследования должны действовать самоотверженно  и  инициативно,  соблюдая  при этом меры предосторожности, при необходимости обращаться за помощью к должностным лицам и представителям общественности.
Охрана места  происшествия  на  период  преследования  преступников обеспечивается соседними нарядами милиции или с привлечением граждан. При невозможности организовать преследование и розыск  преступников патрульный (постовой) обязан неотлучно находиться на  месте  совершения преступления до прибытия СОГ или до получения распоряжения дежурного. С места происшествия немедленно удаляются все  граждане,  в  том числе потерпевшие, на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства. Никому, в том числе наряду, до прибытия СОГ не разрешается к чему-либо прикасаться, переставлять вещи и предметы или изменять их положение.
Перемещение вещественных доказательств с предварительной фиксацией, их первоначального положения, допускается лишь в  случае  возникновения угрозы их порчи, или уничтожения по  погодным  и  другим  обстоятельствам.
В необходимых случаях наряды проводят оцепления мест  происшествия, для чего могут привлекаться представители общественности,  внештатные сотрудники милиции, а также применяться различные виды ограждения: веревки, доски, проволока и другие подручные средства.
Следы, оставленные личным составом нарядов отмечаются ясно  видимыми указателями и знаками.
Нарядам на месте происшествия не разрешается  курить,  бросать  какие-либо предметы, вести не относящиеся к делу разговоры  и  отвечать на вопросы посторонних лиц.
Патрульный (постовой) на месте  совершения  преступления  должен  в первую очередь запомнить и сделать по возможности необходимые  записи по фиксации обстоятельств, которые могут с  течением  времени  исчезнуть или измениться: запахи, состояние погоды,  температура, направление ветра, характер освещения и т.д.
Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности обстановки и неизменного положения орудий преступления:
"        Следов пальцев,
"        Обуви,
"        Транспортных средств,
"        Пятен крови,  волос,
"        Предметов  одежды,
"        Частиц ткани,
"        Осколков стекла,
"        Кусочков дерева,
"        Частиц  земли,
"        Окурков,
"        Спичек и т.п.

Сотрудники милиции на месте происшествия обязаны действовать  решительно спокойно и уверенно, не допускать суетливости, окриков и  других действий, которые могут вызвать обострение взаимоотношений с  гражданами.
К гражданам, оказавшимся на месте происшествия, наряд обращается с просьбой оставаться на месте и не  предпринимать  никаких  самовольных действий, по документам устанавливает их  личность, записывает:
"        Паспортные данные,
"        Домашние адреса,
"        Места работы
"        Номера  телефонов
Далее Наряд милиции с помощью установленных свидетелей выясняет:
"        Число преступников,
"        Их внешний вид,
"        Приметы,
"        Направление, в котором они скрылись и какими транспортными средствами пользовались, их гос. номера и особые приметы,
"        Какие изменения произведены в обстановке места происшествия, кем и с какой целью.
Патрульный (постовой),оказывая первую доврачебную помощь или  направляя  потерпевшего в медицинское учреждение, осматривает его  одежду  и  открытые участки тела в целях обнаружения предметов, следов и признаков, относящихся к преступлению, по возможности устанавливает его личность.
Место и поза, в которой обнаружен раненый, положение рук, ног,  головы отмечаются с помощью мела, угля и других средств. Если потерпевший не проявляет видимых признаков  жизни,  то  прежде всего проверяется, жив он или нет, по возможности не изменяя его  позу и окружающую обстановку.
Трупы до прибытия следственно-оперативной группы с места  происшествия не удаляются и не перемещаются.
В случае угрозы уничтожения следов и вещественных доказательств под воздействием дождя, ветра, снега и других  условий  наряды  принимают меры к их сохранению, закрывая фанерой, ящиками, брезентом,  картоном, шифером и другими подручными средствами. Для предохранения следов  на вертикальной поверхности устраиваются козырьки из железа, толя и других непромокаемых материалов.
Указанные предметы и материалы не должны иметь резкого запаха, чтобы не затруднить применение служебной собаки. При совершении преступления в помещении, наряды могут  входить  туда только для его пресечения, задержания преступника, оказания помощи потерпевшим.
При прибытии  СОГ, патрульный (постовой)  докладывает старшему  о  всех  полученных сведениях, относящихся к преступлению, и  принятых  мерах, после  чего действует по их указанию или распоряжению дежурного.

Вывод:

От того, как будет действовать работник милиции первым  прибывший  на место происшествия, какие меры он примет и как  умело  выполнит  свои обязанности, будет зависеть быстрое пресечение преступлений,  задержание преступников, выявление очевидцев, обнаружение СОГ  доказательств при осмотре места происшествия. Из всего сказанного следует,  что  НМ при получении сообщения о совершении преступления должен:

"        Выяснить все обстоятельства совершения преступления;
"        Сообщить об этом дежурному ОВД;
"        Немедленно выйти к месту происшествия  и  действовать  по  обстоятельствам.



5. Действия нарядов милиции  при получении информации о подготавливаемом преступлении.

При получении информации о подготавливаемом преступлении сотруднику милиции необходимо выяснить у заявителя:
1.        Какое должно совершиться преступление, место, время его совершения, установочные данные или приметы преступника, где он находится в настоящее время.
2.        Каким образом заявителю стало известно о подготавливаемом преступлении:
"        Видел, что - либо сам лично (где, когда, при каких обстоятельствах).
"        Слышал от других лиц (где, когда, при каких обстоятельствах, от кого, где это лицо находится в настоящее время).

После этого необходимо:

1.        Записать полученную информацию в служебную книжку.
2.        Установить данные заявителя, записать в служебную книжку. Выяснить, согласен ли он обратиться с этой информацией, для ее уточнения, к руководителям оперативных подразделений.
3.        Доложить информацию дежурному по ОВД и действовать по его указаниям:
"        Оставаться на месте, продолжая нести службу.
"        Выдвинуться к месту совершения подготавливаемого преступления для его предупреждения и пресечения.
4.        По прибытии в ОВД о полученной информации и проделанной работе доложить рапортом.

6. Действия наряда милиции при получении информации о совершенном преступлении.

При получении информации о совершенном преступлении выяснить у заявителя:
1.        Какое преступление совершено.
2.        Место и время его совершения.
3.        Имеются ли пострадавшие (их установочные данные или приметы, оказана ли им медицинская помощь, где находятся в настоящее время).
4.        Установочные данные или приметы преступника и где он находится в настоящее время.
5.        Когда и кто обнаружил преступление (установочные данные или приметы этого лица, где находится в настоящее время).

После чего необходимо:

1.        Записать полученную информацию в служебную книжку.
2.        Доложить информацию дежурному и действовать по его указаниям.
3.        По прибытию в ОВД о полученной информации  и проделанной работе доложить рапортом.

7. Действия нарядов милиции  по охране места происшествия.

По прибытии на место происшествия наряд милиции обязан:
1.        Определить границы охраняемой зоны, где могут находиться следы преступления и вещественные доказательства,
2.        Удалить из нее всех посторонних граждан.
3.        При необходимости - оцепить место происшествия. Привлекая для этого общественность. Посты выставляют в зависимости от характера и расположения места происшествия:
Если преступление совершено в помещении, посты выставляют:
"        У входа в него и на улице (во дворе) возле окон, но так, чтобы имеющиеся следы или вещественные доказательства оказались в зоне оцепления
При совершении преступления на открытой местности посты выставляются:
"        Возможно дальше от места происшествия. Подходы к месту происшествия ограждаются какими-либо предметами или знаками.
4.        Принять меры к сохранению следов происшествия, которые под воздействием атмосферным явлений (дождь, снег, ветер) могут быть уничтожены до прибытия СОГ.
"        Для этого видимые следы и другие вещественные доказательства накрывают с максимальной осторожностью любым подручным материалом, большего размера, без резкого запаха на случай возможного применения служебной собаки.
5.        Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности обстановки:
"        Неизменного положения орудий преступлений,
"        Следов пальцев, обуви, транспортных средств,
"        Пятен крови,
"        Волос,
"        Предметов одежды,
"        Части ткани,
"        Осколков стекла,
"        Окурков,
"        Спичек и т.д.
6.        Обо всех изменениях обстановки на месте происшествия немедленно докладывать дежурному по ОВД. Передвигаться по месту происшествия, заходить в помещения только в случае крайней необходимости (оказании помощи потерпевшему, задержании преступника, наличии в помещении дыма или огня и т.д.), запомнить путь своего передвижения. Оставлять как можно меньше следов.
7.        Следы, оставленные нарядом, отмечаются ясно видимыми указателями или знаками.
8.        До прибытия СОГ не разрешать никому прикасаться к предметам (тоже самое касается и сотрудников милиции - участников наряда), не производить их перестановку, за исключением обстановки на месте ДТП, когда невозможно организовать объезд. Не курить и не бросать какие-либо предметы.
9.        На месте происшествия не вести не относящихся к делу разговоров, не отвечать на вопросы посторонних лиц.
10.        Наряд милиции, оказывая доврачебную помощь, или направляя пострадавшего в мед. учреждение, осматривает его одежду и открытые участки тела в целях обнаружения предметов, следов, других признаков преступления и, по возможности, устанавливает его личность.
11.        Место и поза, в которой обнаружен раненый, положение его головы, рук и ног очерчивается - отмечается мелом, углем и т.д. Если пострадавший не проявляет видимых признаков жизни, прежде всего, проверяется, жив он или нет по возможности не изменяя его позу и окружающую обстановку.
12.        Труп до прибытия СОГ, с места происшествия не удаляется и не перемещается.
13.        К гражданам, оказавшимся на месте происшествия, наряд обращается с просьбой оставаться на месте и не предпринимать никаких самовольных действий. По документам устанавливает их личность, записывает их полные установочные данные. Выясняет число подозреваемых, их данные или приметы, направление, в котором они скрылись, пользовались ли автотранспортом, его гос. номер, приметы, производились ли изменения в обстановке места происшествия, кем и с какой целью.
14.        По прибытии на место происшествия СОГ, доложить старшему о всех известных обстоятельствах преступления, принятых мерах и действовать по указанию следователя или дежурного ОВД. 

page
Web Page Maker, create your own web pages.
Hosted by uCoz