Тема 5:
Основание и порядок применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
1.ВВЕДЕНИЕ
Закон РФ " О милиции" от 18.04.91 создал реальные условия для того, чтобы российская милиция стала авторитетным государственным институтом, надежно гарантирующим личную безопасность и права граждан. Ст.1 Закона прямо закрепила, что милиция в РФ представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, наделенных правом применения мер принуждения. Но это не означает того, что деятельность милиции представляет собой сплошное насилие. В реальной практике оно гарантирует достижение милицией законных целей одной лишь возможностью своего применения. Принуждение, насилие - не цель, а средство деятельности милиции, но такое средство, которое позволяет ставить перед ней соответствующие задачи.
Предоставление милиции широкого арсенала правовых средств не является самоцелью, желанием получить односторонние преимущества - это продиктовано реальными потребностями правоохранительной практики и задачами обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств, для выполнения которых милиция может использовать любое из прав предусмотренных Законом.
Деятельность милиции носит обеспечивающий характер по отношению к действующим в республике законам. Она призвана, специфическими методами и средствами защищать, предусмотренные актами высшей юридической силы права и законные интересы граждан.
Государство вынуждено идти на ущемление прав тех, кто ущемляет права одних в пользу других. Но это не означает, что лица, преступившие закон, теряют свои права человека и гражданина. Согласно ст.23 Закона, обязательны для исполнения лишь законные требования сотрудника милиции. По существующим нормам милиции запрещено прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Гражданин, считающий, что действие или бездействие милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящему органу или должностному лицу, прокурору или в суд (ст.39 ЗоМ).
2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ ФС И СС
Правовой основой применения органами внутренних дел РФ физической силы и специальных средств являются: Закон РФ " О милиции", постановления Совета Министров РСФСР N 345 от 21.06.91 " Об утверждении Перечня специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР " и N 455 от 03.09.91 " Об утверждении Правил применения специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР ".
Право на применение специальных средств имеют сотрудники органов внутренних дел, прошедшие соответствующую специальную подготовку и выдержавшие ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением.
Сотрудники, не сдавшие зачет по правилам применения специальных средств, аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности.
НЕПРАВОМЕРНОЕ применение физической силы или специальных средств, влечет установленную законом ответственность.
3. УСЛОВИЯ И ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ
В ходе решения оперативно-служебных задач сотрудникам милиции приходится контактировать с конфликтующими лицами, правонарушителями различной степени социальной опасности. При этом, зачастую, им противостоят лица, способные оказать противодействие или сопротивление, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, страдающие различной степени психическими расстройствами.
В указанных ситуациях основная цель действий сотрудников милиции - предотвращение вреда и опасности для других лиц, а действия направлены на пресечение конфликта или преступления. Нередко сделать это без применения физической силы невозможно.
С юридической точки зрения безразлично, что представляет собой та, или иная акция физического воздействия, к какому виду единоборств (бокс, самбо, карате ) относится используемый сотрудником милиции прием. Он может быть выполнен технически неправильно или отсутствовать среди всех известных видов борьбы.
Правомерность мер физического воздействия - в наличии необходимых оснований для его применения, а также в соразмерности этих мер и тяжести вызванных ими последствий.
Существует только три законных основания для применения физической силы.
На основании ст.13 Закона РФ "О милиции", сотрудники милиции имеют право применить физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы:
" Для пресечения преступления или административного правонарушения;
" Для задержания совершивших их лиц;
" Для преодоления противодействия своим законным требованиям.
ЕСЛИ ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на милицию обязанностей и, В СЛУЧАЯХ, когда лица отказываются выполнять следующие законные требования сотрудников милиции:
1. Проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
2. Обеспечить свободный доступ в какие-либо помещения, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
3. Обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.
ВЫВОД:
Говоря о правовом регулировании применения милицией физической силы содержащемся в российском законе, можно твердо сказать, что теперь милиция получила достаточные возможности действовать в необходимых случаях жестко и решительно.
4. ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Существует девять законных оснований для применения специальных средств.
На основании ч.1 ст.14 Закона РФ " О милиции " сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях:
1.Для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
2.Для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
3.Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
4.Для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
5Для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, причинить вред себе или окружающим, или оказывают противодействие сотруднику милиции;
6.Для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
7.Для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций;
8.Для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции остановиться;
9.Для выявления лиц, совершивших преступления.
Кроме того, Закон разрешил милиции использовать все специальные средства в случаях, когда возможно ПРИМЕНЕНИЕ оружия, что объяснимо меньшей степенью опасности специальных средств по отношению к огнестрельному оружию.
5. УСЛОВИЯ И ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
Специальные средства применяются в следующих случаях:
РЕЗИНОВЫЕ ПАЛКИ
" Для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
" Для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
" Для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам.
СЛЕЗОТОЧИВЫЙ ГАЗ
- Для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
- Для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
- Для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- Для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков;
- Для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ прицельная стрельба по правонарушителям, повторное их применение в пределах зоны поражения в период действия этих веществ
- Спецсредства " Черемуха-12 "," Сирень-12 " и " Облако" применяются только на открытой местности;
- Спецсредства " Черемуха-6","Черемуха-7","Сирень-6","Сирень-7" и пистолеты газовые с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ забрасывать гранату "Черемуха-6" и "Сирень-6" в двойном исполнении в помещение, объем которого менее 60 куб. м.
НАРУЧНИКИ
- Для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
- Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
- Для доставления задерживаемых лиц в милицию конвоирования и охраны задержанных;
- Лиц, подвергнутых административному аресту;
- Заключенных под стражу лиц;
КОГДА они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, причинить вред себе или окружающим, или оказывают противодействие сотруднику милиции.
ТРЕБУЕТСЯ периодическая (не реже, чем раз в два часа ) проверка состояния фиксации замков (для не фиксируемых наручников).
СВЕТОЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ОТВЛЕКАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
- Для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
- Для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- Для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- Для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций;
ПРИМЕНЯЮТСЯ на расстоянии не ближе двух метров от людей.
СРЕДСТВА РАЗРУШЕНИЯ ПРЕГРАД
- Для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- Для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ :
- Применение в помещениях, где находятся заложники;
- Применение на расстоянии ближе двух метров от человека.
СРЕДСТВА ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТА
- Для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции - остановиться.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять для остановки автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей(при наличии в них пассажиров),автотранспорта дипломатических представительств, мотоколясок, мотоциклов, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, ж/д переездах, мостах, путепроводах, эстакадах и при наличии других условий, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
ВОДОМЕТЫ И БРОНЕМАШИНЫ
- Для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- Для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- Для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций.
КРОМЕ ТОГО:
Водометы:
- Для тушения пожаров при ликвидации массовых беспорядков;
Бронетехника:
- Для проведения операций по задержанию вооруженных преступников;
- Блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей; для образования прохода в заграждениях;
- Для доставки личного состава в труднодоступные районы.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ применение водометов при температуре ниже 0 градусов.
В ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ водометы и бронетехника могут применяться по указанию начальника ОВД или его заместителя, с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОКРАШИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА.
- Для выявления лиц, совершивших преступления.
НА ОБЪЕКТАХ СОБСТВЕННОСТИ устанавливается с согласия собственника или уполномоченного им лица.
В состоянии НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ или КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ сотрудники милиции (при отсутствии специальных средств) вправе использовать ЛЮБЫЕ подручные средства.
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Ранцевый аппарат "Облако".
- Предназначен для распыления на открытой местности порошкообразных или жидких препаратов слезоточивого действия;
Светозвуковая граната "Заря" и светозвуковое устройство "Пламя".
- Предназначены для оказания психологического и физиологического воздействия на правонарушителей мощным световым и акустическим импульсами.
Малогабаритные взрывные устройства "Ключ" и "Импульс".
- Предназначены для экстренного пробития отверстий в преградах.
Ч А С Т Ь 1
Занятие 2
6. РАЗРЕШЕНИЕ НА ВООРУЖЕНИЕ ЛИЧНОГО СОВСТАВА ОВД СПЕЦСРЕДСТВАМИ
ДАЮТ:
1. Средствами индивидуальной защиты и активной обороны (защитные каски, шлемы, бронежилеты, бронещиты, противоударные щиты, пулезащитные куртки, палки резиновые специальные, наручники, аэрозольные упаковки со слезоточивым газом). - ДЕЖУРНЫЙ ОВД;
2. Специальным карабином " КС-23",насадкой к карабину, патронами с резиновой пулей " Волна - Р", патронами с газовыми гранатами "Черемуха-7", " Сирень-7",пистолетом с газовыми боеприпасами, ручными газовыми гранатами "Черемуха-6", "Сирень6", "Черемуха12", "Сирень12", светошумовой гранатой "Заря" и светошумовым устройством "Пламя", малогабаритными взрывными устройствами "Ключ" и "Импульс", устройством остановки транспорта "Еж-Диана" - НАЧАЛЬНИК ОВД или его ЗАМЕСТИТЕЛЬ;
3. Бронемашинами (БМД-1,БТР-60 ПБ,БРНМ-2),водометом ( пожарной автоцистерной АЦ-40),ранцевым аппаратом "Облако"
- министр МВД республики в составе РФ;
- начальник УВД области;
- начальник УВДТ ( ОВДТ);
- начальник лесных УИТУ;
- их заместители.
4. Министр МВД РФ или его заместители вправе давать разрешение на вооружение личного состава любыми видами перечисленных спецсредств.
5. Решение о непосредственном применении спецсредств принимает руководитель конкретной операции.
6. Сотрудники милиции, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно, с последующим сообщением рапортом начальнику ОВД (Для средств индивидуальной защиты и активной обороны).
ПРИМЕЧАНИЯ:
" Учет спецсредств ведется по типу и количеству изделий, их выдача производится под расписку в специальном журнале;
" После проведения операции либо по окончании дежурства спецсредства сдаются дежурному ОВД, о чем делается соответствующая отметка в журнале с указанием количества фактически сданных спецсредств.
.
7. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦСРЕДСТВ.
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ - это предусмотренная Законом процедура, которой обязан следовать каждый сотрудник милиции, решивший применить ФС или СС.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
" В ситуациях, когда применение физической силы или спецсредств неизбежно, сотрудники милиции обязаны проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута;
" При применении физической силы или спецсредств (в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, лиц его совершивших, и силы оказываемого противодействия) стремиться к тому, чтобы любой причиняемый при этом ущерб был минимальным;
Законом предусмотрено ДВА способа применения ФС и СС
" без предупреждения;,
" с предупреждением.
БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
" В случаях:
А. когда промедление в применении физической силы или спецсредств создает НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции;
Б. когда промедление в применении ФС или СС может повлечь иные тяжкие последствия;
В. когда предупреждение о намерении применить ФС или СС в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным.
" Во всех остальных случаях ФС и СС применяется С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ - в следующем порядке:
" Предупредить лицо, что вы являетесь сотрудником милиции;
" Предъявить лицу свои законные требования;
" Предупредить лицо о своем намерении применить в отношении него ФС или СС (голосом или с использованием средств усиления речи);
" Предоставить достаточно времени для выполнения высказанных требований, её. применить ФС или СС, если требования сотрудника милиции не выполнены;
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Если основания для применения ФС и СС указывают на то, когда, в каких случаях можно к ним прибегнуть, порядок применения устанавливает каким образом это должно быть сделан;
- Вопрос о порядке применения ФС и СС в каждом отдельном случае сотрудник милиции решает самостоятельно и несет за принятое решение всю полноту ответственности;
- Нарушение установленного порядка применения ФС и СС является нарушением законности и влечет за собой ответственность, установленную законом.
8. ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ, ПРИМЕНИВШЕГО ФС ИЛИ СС
" С мерами предосторожности от внезапного нападения осмотреть пострадавшего;
" В случае ранения оказать пострадавшему доврачебную помощь;
" В случае ранения или смерти обеспечить охрану места происшествия,
" Выявить свидетелей происшествия;
" О применении ФС или СС с тяжкими последствиями немедленно доложить дежурному ОВД, уведомив его о необходимости вызова на место происшествия бригады "скорой мед. помощи";
" По прибытию на место происшествия СОГ доложить старшему об обстоятельствах применения ФС или СС, принятых мерах и действовать по его указанию, сообщив об этом дежурному по ОВД.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
" О каждом случае применения ФС и СС сотрудник милиции в течение 24 часов с момента их применения обязан доложить рапортом начальнику ОВД по месту службы или по месту применения;
" Обо всех случаях причинения смерти, ранения или телесных повреждений от применения ФС или СС милиция обязана уведомить прокурора и родственников пострадавшего в возможно короткий срок.
ПРИМЕЧАНИЕ:
После применения СС производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора не сработавших изделий, выявления очагов возгораний и повреждений объектов жизнеобеспечения, выявления и устранения других негативных последствий. При необходимости проводится дегазация.
В РАПОРТЕ о применении ФС или СС сотрудник милиции должен указать:
" Дату, время, место их применения;
" Сведения о лице, в отношении которого они применялись;
" Обстоятельства и цели применения, вид СС и результаты применения;
" Сведения об очевидцах и свидетелях происшествия;
" Меры по оказанию помощи пострадавшим и где они находятся.
9. ЗАПРЕТЫ НА ПРИМЕНЕНИЕ ФС И СС
(предусмотрены ч.4 ст.14 Закона)
Сотрудникам милиции запрещено применять ФС и СС в отношении:
" Женщин с видимыми признаками беременности;
" Лиц с явными признаками инвалидности;
" Малолетних (в возрасте до 14 лет).
КРОМЕ СЛУЧАЕВ:
" Оказания ими вооруженного сопротивления;
" Совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей;
" При пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, не нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций,
ПРИМЕНЕНИЕ СС ТАКЖЕ ЗАПРЕЩЕНО:
" В помещениях, занимаемых дипломатическими или иными представительствами иностранных государств (кроме случаев поступления от них такой просьбы);
" В помещениях или производствах, связанных с изготовлением или хранением взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции (при отсутствии СС) вправе использовать любые подручные средства.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
(неприменение ) ФС И СС (Ст.40 ЗоМ РФ).
Применение ФС или СС с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
При получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом (ч.3 ст.25 ЗоМ).
В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий к сотруднику милиции применимы ТРИ ВИДА ОТВЕТСТВЕННОСТИ: уголовная, дисциплинарная и гражданская (материальная).
К УГОЛОВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ:
сотрудники милиции привлекаются
а.) за незаконное применение ФС или СС не СВЯЗАННОЕ с исполнением служебных обязанностей сотрудники милиции привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях, как частные лица, по соответствующим статьям УК РФ;
б.) за НЕЗАКОННОЕ, с ТЯЖКИМИ последствиями, применение (неприменение) ФС или СС ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ сотрудники милиции привлекаются к уголовной ответственности по статьям УК РФ о должностных преступлениях:
" По ст.286 УК РФ - за превышение власти и служебных полномочий
(преступное действие),
" По ст.293 УК РФ - за халатность, т.е. за неприменение ФС или СС, при
наличии на то законных оснований, когда сотрудник милиции мог и должен был их применить (преступное бездействие).
К ДИСЦИЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Сотрудники милиции привлекаются за те же самые нарушения законности при применении ФС или СС, но НЕ ПОВЛЕКШИЕ тяжких последствий - в соответствии со ст.38 "Положения о службе в органах внутренних дел".
К ГРАЖДАНСКОЙ (материальной) ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Сотрудники милиции привлекаются за вред (моральный, материальный или физический), причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям в результате незаконного применения ФС или СС - на общих основаниях, как частные лица, в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. по соответствующим статьям ГК РФ 10.
Ч А С Т Ь 2
Занятие 1
ВВЕДЕНИЕ
Правовой основой применения и использования сотрудниками милиции табельного огнестрельного оружия является Закон РФ "О милиции" - основной нормативный акт, содержащий и регламентирующий права и обязанности сотрудников милиции в этой части.
Кроме Закона РФ "О милиции" основание применения и использования сотрудниками табельного огнестрельного оружия, содержит и аналогичным образом регламентирует только разработанный на его основе, в 1993 году, Устав Патрульно-Постовой Службы Милиции.
Закон "О милиции" наделил сотрудников милиции широкими правами по применению мер принуждения для выполнения обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных посягательств. Особое место среди них занимает право применения и использования огнестрельного оружия, сопряженное с высокой степенью риска наступления тяжких или необратимых последствий.
Сотрудник милиции, какую бы должность он не занимал, какие бы служебные обязанности не выполнял, вправе прибегнуть к имеющемуся у него табельному оружию всегда и везде - в служебное или неслужебное время на территории обслуживания его ОВД и вне ее, находится ли он в форменной одежде или нет.
Более того, сотрудник милиции не вправе уклоняться от активных действий по пресечению общественно опасных посягательств, включающих, при необходимости, и применение огнестрельного оружия.
Гарантируя его правовую защиту Закон установил, что сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный или физический вред, причиненный правонарушителю применением огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. В последнее время практика применения и использования оружия приобрела явно выраженную тенденцию роста. Сотрудники милиции все чаще сталкиваются с дерзкими, насильственными преступлениями.
Тем не менее, по прежнему имеет место нерешительность, даже боязнь сотрудников милиции прибегнуть к огнестрельному оружию, в результате чего страдают и люди и они сами, или же поспешность в его применении или использовании приводит к неоправданным жертвам.
Причины тому разные, основные из них - недостаточная тактическая, физическая и огневая подготовка, и то, что сотрудники милиции НЕ знают или неверно толкуют положения Закона "О милиции", устанавливающие основания и порядок применения и использования табельного огнестрельного оружия.
Для устранения имеющихся в практике недостатков, приказ МВД РФ N 70 от 20.05.91 года "О мерах по реализации Закона РФ "О милиции" обязал пунктом 1: "Обеспечить безусловное выполнение требований Закона РФ "О милиции", в полной мере использовать его потенциал для улучшения результативности работы по охране личной и имущественной безопасности граждан, предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, повышению профессионального мастерства личного состава милиции, укрепления служебной дисциплины".
" П.1.2 - организовать изучение и принятие у личного состава зачетов по знанию Закона РФ "О милиции"
" П.1.6 - обеспечить строгое соблюдение сотрудниками органов внутренних дел принципов, условий и пределов применения огнестрельного оружия.
Во всех случаях, когда его применение неизбежно, проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той законной цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.
" П.1.7 - предусмотреть в программах первоначальной и служебной подготовки проведение специальных занятий по применению сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия. Ежегодно проводить проверки профессиональной пригодности каждого сотрудника милиции к действиям в условиях, связанных с возможным применением огнестрельного оружия. При повторном неудовлетворительном результате проверок решать вопрос о несоответствии сотрудника милиции занимаемой должности.
1. ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
(предусмотрены ст.15 Закона РФ "О милиции")
Под применением ( использованием ) огнестрельного оружия Закон подразумевает производство сотрудником милиции выстрела - прицельного или неприцельного, боевыми или холостыми патронами, виновного (умышленного или неосторожного ) или невиновного, случайного, повлекшего или не повлекшего причинения имущественного или физического вреда.
Все иные, допускаемые Законом, манипуляции с оружием - обнажение, снятие с предохранителя, досылание патрона в патронник, угрозы оружием нанесение им ударов - по смыслу Закона, его применением не являются.
Здесь необходимо отметить, что эти же действия, совершенные незаконно, для оказания физического или психического воздействия, когда у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит реальная опасность, являются отягчающим вину обстоятельством и влекут уголовную ответственность за превышение должностных полномочий по ч.3 ст.286 УК РФ.
Правовые основания применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия - это фактические обстоятельства, с наличием которых Закон связывает возможность использования ими огнестрельного оружия по прямому назначению.
По смыслу Закона, применение оружия и его использование различаются по объекту - той цели, по которой производиться выстрел.
Объектом всех 6-ти пунктов части 1 ст.15 является ЧЕЛОВЕК. Только в отношении человека оружие ПРИМЕНЯЕТСЯ
Во всех остальных случаях, которые перечислены в части 2 ст.15 Закона, оружие ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.
На основании ч.1 ст.15 Закона РФ "О милиции" сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) Для защиты граждан от нападения, опасного для жизни или здоровья.
НАПАДЕНИЕ - умышленные, противоправные, активные насильственные действия в отношении потерпевшего.
Нападение должно быть реальным, а не мнимым, и считается начавшимся с момента непосредственного возникновения реальной угрозы причинения потерпевшему смерти или телесных повреждений (нападающий направил на потерпевшего оружие, угрожающе манипулирует ножом, высказывает словесные угрозы и т.д.)
ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ осуществляется при помощи огнестрельного или холодного оружия, либо предметов, используемых в качестве оружия.
ОРУЖИЕ - это предметы и устройства, предназначенные для поражения живой цели и не имеющие иного назначения.
К предметам, используемым в качестве оружия, относятся те, которыми можно причинить телесные повреждения, опасные для жизни и здоровья человека: камень, палка, бутылка, кухонный нож, бритва, шило, молоток, топор, лом, вилы, газовые баллончики, газовое или пневматическое оружие, концентрированная кислота, бензин, кипяток, бензопила, автомобиль, трактор и другие предметы, вещества и механизмы.
При этом не имеет значение, было ли оружие или предметы, используемые в качестве оружия, приготовлены заранее или взяты на месте.
ВООРУЖЕHHЫМ следует считать и такое нападение, которое совершается с применением заведомо негодного оружия или его имитаторов (неисправное оружие или макеты), если в создавшейся обстановке сотрудник милиции не мог и не должен был воспринимать его в качестве негодного или имитирующего.
НЕВООРУЖЕHHОЕ нападение - состоит в попытках удушения, утопления, сбрасывания с высоты, движущегося транспортного средства, а наиболее часто - ударов руками или ногами.
ОПАСHЫМ для жизни и здоровья - признается такое насилие, которое повлекло или реально могло повлечь смерть потерпевшего или причинение ему телесных повреждений.
При этом Закон не связывает возможность применения огнестрельного оружия с обязательным доведением лицом своих преступных намерений до конца.
Реально оценив складывающуюся обстановку, сотрудник милиции может стрелять первым
2) Для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием.
Закон РФ "О милиции" по правовым гарантиям защиты жизни и здоровья поставил сотрудников милиции в один ряд со всеми гражданами. Поэтому все что говорилось выше о нападении, опасного для жизни и здоровья граждан, как основание для применения сотрудником милиции огнестрельного оружия, в полной мере распространяется и на нападение, угрожающее жизни или здоровью сотрудника милиции (Оскорбление, неповиновение, ненасильственное сопротивление основаниями для применения
оружия не являются).
ПОПЫТКА ЗАВЛАДЕHИЯ оружием сотрудника милиции - незаконные действия лица или группы лиц, осуществляемые против воли сотрудника милиции, и направленные на открытое или тайное изъятие находящегося при нем оружия и боеприпасов к нему.
Попытка завладения огнестрельным оружием сотрудника милиции может сопровождаться насилием или угрозой его применения. В таком случае она рассматривается как нападение на сотрудника милиции, опасное для его жизни и здоровья.
Практика показывает, что чаще всего нападению подвергаются сотрудники милиции, которые чаще других входят непосредственный контакт с лицами, только что совершившими или совершающими правонарушение.
3) Для освобождения заложников
ЗАЛОЖHИКОМ является человек, насильственно лишенный свободы (захваченный или удерживаемый в таком состоянии), подвергнутый угрозе убийством, причинения тяжких телесных повреждений или иных насильственных действий, в целях понуждения третьей стороны к совершению (воздержанию) каких-либо действий, названных в качестве условия освобождения этого человека.
Заложник может быть укрыт лицом, его захватившим, в каком-либо помещении или месте, может удерживаться при себе физически.
По данному основанию оружие применяется только против тех лиц, которые непосредственно участвуют в захвате или удержании заложников и располагают реальной возможностью физически воспрепятствовать их освобождению или привести в исполнение высказанные угрозы.
Если лицо, причастное к захвату или удержанию заложников, указанных возможностей не имеет (прибыло для переговоров с представителем власти или для проверки выполнения выдвинутых требований), по данному основанию оружие применять нельзя.
В отношении члена преступной группы, пытающегося подать сигнал соучастникам к началу осуществления высказанных угроз, сотрудники милиции вправе применить оружие, но правовым основанием этому будет п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ "О милиции".
4) Для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление.
Для применения огнестрельного оружия по указанным основаниям необходимо наличие следующих условий:
" Сотрудник милиции должен оказаться непосредственным очевидцем данного преступления, т.е. должен сам застать лицо при совершении тяжкого преступления.
" Лицо, совершавшее или совершившее преступление против жизни, здоровья или собственности, на глазах сотрудника милиции пытается скрыться - покинуть место происшествия (в том числе при помощи транспорта)
" Преступление должно относиться к категории ТЯЖКИХ УМЫШЛЕННЫХ или ОСОБО ТЯЖКИХ (ст.15 УК РФ):
- ст.105 - убийство;
- ст.106 - убийство матерью новорожденного;
- ст.107 - убийство, совершенное в состоянии аффекта;
- ст.108 - убийство, совершенное при превышении пределов необходимой самообороны;
- ст. 109 - убийство, совершенное по неосторожности;
- ст.131 - изнасилование;
- ст.132 - насильственные действия сексуального характера;
- ст.158 ч.2,3,4. - кража;
- ст.161 ч.2,3. - грабеж при отягчающих обстоятельствах;
- ст.162 - разбой
Другие подобные преступления
" Обстоятельства происшедшего дают сотруднику милиции достаточные основания полагать, что данное лицо только что совершило, совершает или покушается на совершение тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности.
И здесь Закон не связывает возможность применения огнестрельного оружия с обязательным доведением лицом своих преступных действий до конца.
Сотрудник милиции, не располагающий фактами, подтверждающими наличие перечисленных условий, не вправе применять огнестрельное оружие для задержания лиц, застигнутых при совершении указанных преступлений.
Признаки вооруженности при сопротивлении и нападении аналогичны.
Подробно рассмотрены в комментарии к п.1 ч.1 ст.15 Закона.
5) Для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений.
Под HАПАДЕHИЕМ понимаются насильственные действия, состоящие во вторжении, т.е. открытом проникновении в помещение, вопреки существующему пропускному режиму, требованиям обеспечивающих его должностных лиц, против воли проживающих в нем граждан (взлом, поджог, взрыв и др.).
Нападением признаются и такие действия, которые не связаны со вторжением в помещение, но направлены на его уничтожение или повреждение (обстрел здания, его минирование, забрасывание гранатами или бутылками с горючей смесью, разрушение путем тарана и др.).
ЖИЛЬЕ - помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, садовый домик и др.)
ПОМЕЩЕHИЯ ГОСУДАРСТВЕHHЫХ ОРГАHОВ - это здания, сооружения, строения, предназначенные для размещения их персонала и материальных средств, (административные и производственные здания, складские помещения, хранилища, банки телерадиоцентры, вокзалы, станции, аэропорты, места лишения свободы и т.д.).
ГРУППОВОЕ HАПАДЕHИЕ - совершаемое двумя и более лицами.
ВООРУЖЕHHОЕ HАПАДЕHИЕ - см. комментарий к п.1 ч.1 ст.15 Закона.
Нападение на помещение, совершаемое одним невооруженным лицом, может пресекаться с применением огнестрельного оружия только в том случае, если имеются другие, предусмотренные ч.1 ст.15 Закона, основания.
6) Для пресечения побега из - под стражи:
" лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления;
" лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
" лиц, осужденных к лишению свободы. а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц;
Закон исчерпывающе определяет круг лиц, побег которых из-под стражи может пресекаться при помощи огнестрельного оружия.
ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ - лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, если его задержание оформлено протоколом задержания в порядке, определенном ст.91 УПК РФ.
ЗАКЛЮЧЕHHЫЙ ПОД СТРАЖУ - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый в отношении которого заключение под стражу избрано в качестве меры пресечения, ст. 100, 101 УПК РФ
ОСУЖДЕHHЫЙ К ЛИШЕHИЮ СВОБОДЫ - лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда.
ПОБЕГ ИЗ - ПОД СТРАЖИ - состоит в незаконном, самовольном оставлении лицом места содержания или конвоя, т.е. преодоление линии охраны.
ЛИHИЕЙ ОХРАHЫ выступают:
" В зале судебного заседания- ограждающий барьер;
" При содержании в помещениях - их стены, пол, потолок;
" При конвоировании в спец.автомобиле стены, пол, потолок, двери камер;
" При конвоировании в грузовом автомобиле - борта и пол кузова;
" При конвоировании ж/д транспортом - стены, пол, потолок купе;
" При конвоировании в легковом автомобиле, воздушном или водном транспорте - салоны (каюты) транспортных средств;
" При конвоировании пешим порядком - условная линия, определяемая местом нахождения конвоиров.
Оружие для пресечения побега из-под стражи применяется только тогда, когда совершающему побег лицу известно о взятии его под стражу в установленном законом порядке.
Оружие применяется для пресечения только такого побега, который совершается на глазах сотрудника милиции.
Не обязательно входить в состав наряда, требуется, чтобы сотрудник милиции сам оказался очевидцем побега.
Оружие в ходе непосредственного преследования применяется до того момента, пока лицо не будет настигнуто или окончательно потеряно из виду.
Запрещается применять оружие для пресечения побега других лиц, не указанных в п.6 ч.1 ст.15 Закона - задержанных за совершение административные. правонарушения, отбывающих административный. арест и т.д., а также доставленных или содержащихся в милиции лиц (за исключением застигнутых при совершении тяжкого преступления).
Оружие в отношении этих лиц может применяться только в том случае, если их побег сопряжен с насилием, опасным для жизни и здоровья сотрудников милиции, или попыткой завладения их оружием.
Попытка насильственного освобождения из под стражи перечисленных выше 3-х категорий лиц, может состоять в совершении действий:
" Направленных на повреждение или разрушение мест их содержания (помещений или транспортных средств);
" Препятствующих сотрудникам милиции предотвратить побег (блокирование или создание других преград);
" Нападение на сотрудников милиции (с причинением им телесных повреждений, ограничением их свободы, хищение оружия или угрозой совершения таких действий).
Запрещается применять оружие в отношении лиц, оказывающих помощь кому-либо в побеге из под стражи, если такая помощь не соединена с насилием в отношении сотрудников милиции.
Рассмотренные выше шесть оснований применения огнестрельного оружия тесно взаимосвязаны.
В реальной обстановке нередко возникают в совокупности, перерастая одно в другое.
2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
(предусмотрены ст.15 Закона РФ "О милиции")
В отличие от шести оснований применения перечисленных в ч.1 ст.15 Закона, 3 основания, закрепленные в ч.2 ст.15 НЕ допускают использование огнестрельного оружия против человека.
На основании ч.2 ст.15 Закона РФ "О милиции" сотрудники милиции имеют право использовать табельное огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) Для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться.
Транспортное средство -любые самоходные машины и механизмы,(в том числе и самодельные), приводимые в движение двигателем - мопеды, мотоциклы, автомобили, трактора, трамваи, троллейбусы, грейдеры и др.
Не имеет значения, зарегистрировано транспортное средство в ГАИ - ГИБДД или не зарегистрировано.
Оружие используется только в том случае, если требование сотрудника милиции остановиться водитель проигнорировал, как минимум, дважды.
Форма требований об остановке:
" Требование должно быть замечено водителем, и водитель имеет возможность убедиться, что данное требование исходит именно от сотрудника милиции (требование подано на просматриваемом или освещенном участке дороги, сотрудник милиции находился в форменной одежде, сопровождает свое требование сигналом свистка, использованием жезла, громкоговорящей установки, приборов световой и звуковой сигнализации служебного автомототранспорта).
Оружие используется только в том случае, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей - налицо угроза причинения телесных повреждений.
Стрельба ведется, как правило, по задним колесам транспортного средства, с возможно близкого расстояния, с гарантией безопасности водителя и пассажиров.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать оружие:
- для остановки автотранспорта общего пользования;
- грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);
- автотранспорта дипломатических представительств;
- мопедов, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров;
- на горных дорогах;
- на участках дорог с ограниченной видимостью;
- железнодорожных переездах;
- на мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях;
- при наличии других условий, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
2) Для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей.
Оружие может быть использовано против животного только в том случае, когда в данной конкретный момент от него исходит непосредственная угроза причинения вреда здоровью или имуществу граждан.
Вид животного, условия его содержания (домашнее или дикое), значения не имеют.
3) Для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или для вызова помощи.
Оружие может быть использовано для производства одного или нескольких выстрелов (в направлении, исключающем гибель, ранение людей, или причинение им имущественного вреда), в качестве одной из форм предупреждения лиц, в отношении которых допустимо применение оружия, для принуждения их к прекращению преступных действий и выполнению требований сотрудника милиции.
Оружие может быть использовано для производства выстрела в качестве сигнала тревоги.
С его получением сотрудники милиции начинают действовать в соответствии с разработанными планами или инструкциями (охраны или обороны объекта, операции по освобождению заложников, задержанию вооруженных преступников и т.д.).
Оружие может быть использовано и для вызова помощи Закон не содержит определенного перечня таких случаев Наиболее реальные из них:
" При возникновении угрозы жизни, здоровью или имуществу граждан в результате действий людей, источников повышенной опасности, стихии и так далее;
" При пресечении преступных действий и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
" При задержании правонарушителей, когда они оказывают злостное неповиновение требованиям сотрудника милиции или пытаются скрыться.
ВЫВОД:
Закон "О милиции" четко и полно, исходя из сложившейся милицейской практики, разрешил вопросы, касающиеся оснований для применения и использования табельного огнестрельного оружия.
Сотрудник милиции, реализуя предоставленное ему для этого право, должен знать, что перечень содержащихся в Законе оснований - исчерпывающий.
Это обязывает сотрудника милиции в каждом отдельном случае правильно оценивать складывающуюся обстановку и только при наличии законных оснований свое табельное оружие использовать или применять.
3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ТАБЕЛЬНОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
(предусмотрен ч.3 ст.12 Закона РФ "О милиции")
ПОРЯДОК ПРИМЕHЕHИЯ табельного огнестрельного оружия - это предусмотренная Законом процедура, которой обязан следовать сотрудник милиции, решивший применить оружие.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАHИЯ ПРИ ПРИМЕHЕHИИ ОРУЖИЯ:
в зависимости от:
" Характера опасности правонарушения,
" Степени опасности правонарушения,
" Степени опасности лиц, его совершающих,
" Силы оказываемого противодействия,
При этом необходимо стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным.
Законом предусмотрено два способа применения оружия:
1) С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ:
" Представиться, что Вы являетесь сотрудником милиции (когда сотрудник милиции в гражданской одежде, в условиях плохой видимости, при наличии других причин или препятствий);
" Предъявить лицу свои законные требования (остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия, отойти на указанное расстояние и т.д.);
" Предупредить лицо о своем намерении применить в отношении его оружие(голосом или предупредительным выстрелом);
" Предоставить достаточное время для выполнения высказанных требований;
" Если законные требования сотрудника милиции НЕ выполняются - оружие применять на поражение.
2) БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
" Когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции (внезапное или вооруженное нападение с использованием транспортных средств и др.);
" Когда промедление в применении оружия может повлечь иные тяжкие последствия (взрыв или загорание объекта, ж\д катастрофу и т.д.);
" Когда предупреждение о намерении применить оружие невозможно или неуместно (при освобождении заложников, при побеге из-под стражи лица, имеющего оружие, при нападении на сотрудника милиции с использованием транспортного средства, при побеге содержащегося под стражей лица из движущегося транспортного средства и т.д.)
ВЫВОД:
Если основание для применения оружия указывает на то, когда и в каких случаях можно к нему прибегнуть, то порядок применения заключается в том, каким образом это должно делаться.
Вопрос о порядке применения оружия сотрудник милиции в каждом отдельном случае решает самостоятельно и несет за принятое решение всю полноту ответственности.
Нарушение установленного порядка применения оружия является нарушением законности.
Ч А С Т Ь 2
Занятие 2
4. ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ,
ПРИМЕНИВШЕГО ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ:
" С мерами предосторожности от внезапного нападения осмотреть пострадавшего;
" В случае ранения оказать доврачебную помощь;
" В случае ранения или смерти обеспечить охрану места происшествия;
" Выявить свидетелей происшествия (по возможности);
" О применении оружия немедленно доложить дежурному по ОВД, уведомив его о необходимости вызова на место происшествия бригады "Скорой медицинской помощи";
" Оружие поставить на предохранитель, не чистить, не перезаряжать, сдать прибывшему дежурному;
" По прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы доложить старшему об обстоятельствах применения оружия, принятых мерах и действовать по его указанию;
ОБЩЕЕ ТРЕБОВАHИЕ:
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан доложить рапортом начальнику ОВД по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия (ст.15 ч.4 Закона).
Обо всех случаях ранения или смерти сотрудник милиции обязан уведомить прокурора и родственников пострадавшего в возможно короткий срок(ст.12 ч.3 Закона).
В рапорте о применении (использовании) табельного оружия сотрудник милиции указывает:
" Дату, время, место применения;
" Сведения о лице, в отношении которого оно применялось;
" Цели и обстоятельства применения;
" Количество предупредительных выстрелов и израсходованных патронов;
" Вид оружия и результаты его применения;
" Сведения об очевидцах и свидетелях происшествия;
" Меры по оказанию помощи пострадавшим и где они находятся
5. ЗАПРЕТЫ
НА ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
(предусмотрены ч.3 ст.15 Закона о Милиции)
Сотрудникам милиции запрещено применять огнестрельное оружие в отношении:
" Женщин;
" Лиц, с явными признаками инвалидности (неспособность передвигаться самостоятельно, отсутствие конечностей, слепота и т.д.);
" Несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику милиции;
Закон разрешает сотрудникам милиции применение оружия в отношении перечисленных категорий граждан в случаях:
" Оказания ими вооруженного сопротивления,
" Совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей,
" При значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ
ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИЛИ НЕПРИМЕНЕНИЕ
ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
(предусмотрено ст.40 Закона о Милиции)
Решение о применении огнестрельного оружия сотрудник милиции принимает самостоятельно и полностью отвечает за последствия принятого решения.
При получении приказа или указаний, явно противоречащих Закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться Законом (ч.3 ст.25).
В противном случае к ответственности привлекаются как должностное лицо, отдавшее незаконный приказ, так и лицо, его исполнившее.
Применение оружия с превышением служебных полномочий влечет для сотрудника милиции ответственность, установленную законом (ч.4 ст.12).
В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий к сотрудникам милиции так же, как и в случае с неправомерным применением Физической силы и Специальных средств, применимы три вида ответственности:
" Уголовная;
" Дисциплинарная;
" Гражданская (материальная)
УГОЛОВHАЯ ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ
Наступает при незаконном применении огнестрельного оружия, повлекшем тяжкие последствия.
1) За незаконное, с тяжкими последствиями, применение оружия вне службы, сотрудник милиции привлекается к ответственности на общих основаниях, как частное лицо (за хулиганство, причинения тяжких телесных повреждений, умышленное убийство и т.д.). То есть ответственность аналогична незаконному применению Физической силы и Спец. средств
2)По ч.3 ст.286 УК РФ - за превышение должностных полномочий(преступное действие). За умышленное, в нарушение установленных Законом оснований и порядка, применение оружия при выполнении служебных обязанностей, повлекшее тяжкие последствия (применение оружия в отношении лица, совершившего административное. правонарушение, оказавшего злостное неповиновение, оскорбившего сотрудника милиции, показавшемуся "подозрительным" и т.д.)
3)По ст.293 УК РФ - за халатность - т.е.за неприменение оружия, при наличии перечисленных в Законе оснований, повлекшее тяжкие последствия (смерть человека, гибель людей, которую сотрудник милиции мог предотвратить, применив оружие).
ДИСЦИПЛИHАРHАЯ ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ
Наступает за те же самые нарушения законности при применении или использовании сотрудниками милиции огнестрельного оружия, но НЕ повлекшее тяжких последствий (или их нет совсем, или они незначительны) и, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, за упущения по службе.
ГРАЖДАНСКАЯ (материальная ответственность)
Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, в результате незаконного применения или использования сотрудниками милиции огнестрельного оружия, подлежит возмещению в гражданском порядке, на общих основаниях (ст.40 Закона).
7. ГАРАHТИИ ЛИЧHОЙ БЕЗОПАСHОСТИ
ВООРУЖЕHHОГО СОТРУДHИКА МИЛИЦИИ
(предусмотрены ст.16 Закона о Милиции)
Сотрудник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные ст.15 Закона основания для его применения.
Попытки лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию, предоставляют сотруднику милиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Закона РФ "О милиции".
Основания для обнажения огнестрельного оружия и приведения его сотрудником милиции в готовность более широки, чем основания для применения и использования.
Закон не содержит их подробного перечня, но это не означает, что сотрудник милиции совершенно свободен в определении того момента, когда он может это сделать.
Часть 1 ст.16 Закона разрешает обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность лишь тогда, когда создавшаяся обстановка, по мнению сотрудника милиции, таит известный риск для жизни и здоровья людей, его самого, или риск совершения тяжкого преступления лицом, застигнутым на месте происшествия.
Юридически обоснованным обнажение и приведение в готовность табельного оружия будет в случаях :
" При осмотре (особенно ночью) нежилых помещений и других мест возможного укрытия лиц, причастных к преступлениям;
" При осмотре объекта, на котором сработала охранная сигнализация;
" По прибытию к месту совершенного или совершаемого насильственного преступления, месту укрытия лица, разыскиваемого за совершение тяжкого преступления, когда имеются основания полагать, что находящиеся там лица могут оказать вооруженное сопротивление;
" При нахождении сотрудника милиции в засаде;
" При конвоировании задержанных и заключенных под стражу лиц, склонных к побегу, при отсутствии наручников;
" При доставлении в ОВД лица, задержанного на месте преступления и физически явно превосходящего сотрудника милиции, или группы лиц одним сотрудником милиции;
" При проверке (особенно ночью) документов у водителя угнанного или похищенного, судя по приметам, транспортного средства;
" При преследовании транспортного средства, не остановившегося по требованию сотрудника милиции, и т.д.
В большинстве перечисленных случаев оснований для применения или использования огнестрельного оружия не возникает, но это не лишает сотрудника милиции возможности подготовиться к защите на случай внезапного нападения.
Практика показывает, что обнажив оружие сотрудник милиции увеличивает вероятность нападения на него со стороны задерживаемого лица и ограничивает возможность пресечения этого нападения одной лишь физической силой, так как задерживаемые, часто находящиеся в состоянии опьянения, психологически предрасположены к оказанию сопротивления в
такие моменты более, чем какое-то время спустя.
Поэтому, для обеспечения собственной безопасности и предотвращения попыток завладения табельным оружием, сотрудник милиции, при необходимости, должен устанавливать "зону безопасности", как минимум в пределах 3-5 метров.
Часть 2 ст.16 Закона установила, что попытки лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию, предоставляют сотруднику милиции право применить оружие в соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Закона.
Данной нормой Закон конкретизирует понятие нападения на сотрудника милиции, опасного для жизни и здоровья, а также попытки завладения его оружием.
Для того, чтобы применение оружия здесь было признано законным, лицо должно видеть или знать, что задерживается сотрудником милиции под угрозой применения оружия.
Требования сотрудника милиции к задерживаемому лицу, чтобы оно оставалось на месте и не приближалось ближе указанного расстояния, должны быть четкими и понятными.
Кроме того, задерживаемый предупреждается о том, что в случае невыполнения этих требований в отношении его будет применено оружие.
Все последующие, самовольные действия задерживаемого не могут не расцениваться сотрудником милиции, как начало нападения, опасного для его жизни и здоровья, либо как попытка завладения его оружием.
Это является очевидным и для задерживаемого.
Поэтому весь риск непоправимых последствий применения оружия Закон переносит на лицо, совершающее, в одному ему известных целях, действия, воспринимаемые сотрудником милиции как реальная угроза опасного насилия, но легкомысленно расчитывающее на то, что сотрудник милиции не решится открыть огонь.
ВЫВОД:
Закон РФ "О милиции" обеспечивает правовую защищенность вооруженного сотрудника милиции.
Статья 16 Закона прямо призвана придать сотруднику уверенность вбезопасности или сохранности вверенного ему оружия ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ТЕМЕ: огнестрельное оружие - источник повышенной общественной опасности. Для его применения и использования установлен жесткий правовой режим Вместе с тем, предоставленные сотрудникам милиции полномочия полностью соответствуют быстро меняющейся, а порой и непредсказуемой обстановке, которая характеризует милицейскую службу.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1) Ответы на вопросы слушателей
2)Закрепление материала путем опроса:
" Правовая основа применения табельного оружия;
" Правовые основания его применения и использования;
" Различия между применением и использованием огнестрельного оружия;
" Что такое нападение (в т.ч. вооруженное и невооруженное, опасное для жизни или здоровья);
" Ответственность за незаконное применение или использование табельного огнестрельного оружия (действие или бездействие);
" Когда обнажение и приведение в готовность