Тема 2:
Права и обязанности нарядов милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Вопросы:
1. Общие положения о правах нарядов милиции;
2. Права нарядов милиции по охране ОП;
Право предъявлять законные требования. Основания для проверки документов, удостоверяющих личность. Право входить в жилые и служебные помещения. Право использовать транспорт. Право использовать средства связи. Право временного изъятия вещей, документов;
3. Право доставления в ОВД;
Основания для доставления и содержания в ОВД или мед. вытрезвителе лиц, находящихся в состоянии опьянения;
4. Права НМ по обеспечению безопасности дорожного движения;
5. Права НМ при отказе правонарушителя следовать в ОВД;
6. Понятие общественного порядка и общественных мест;
7. Предупреждение правонарушений - одна из основных обязанностей НМ по охране ОП;
8. Общие обязанности НМ по охране общественного порядка;
9. Особые обязанности НМ;
10. Действия НМ при нарушении общественного порядка;
11. Взаимодействие с другими нарядами и подразделениями милиции, общественными формированиями при несении службы по охране общественного порядка;
12. Обращение НМ с гражданами.
V Заключительная часть 10 мин
1 Ответы на вопросы слушателей;
2 Закрепление темы;
3 Подведение итогов занятия;
4 Задание на самоподготовку;
5 Заключение.
Вступление
Милиции как органу исполнительной власти поставлены задачи и возложены обязанности по охране прав и законных интересов граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Для того, чтобы выполнить эти задачи и обязанности, милиции предоставлены Законом определенные права. Права рядового и младшего начальствующего состава определены в Законе "О милиции" РФ и в Уставе ППС МОБ.
Важным направлением деятельности милиции является охрана общественного порядка в городах и других населенных пунктах Значительная роль в решении этой задачи принадлежит составной части милиции (милиции общественной безопасности) - патрульно-постовой службе и службам, привлеченным к охране общественного порядка. Сотрудник милиции нередко оказывается в острых и сложных ситуациях в связи с совершением правонарушений. Как представителю исполнительной власти ему приходится немедленно реагировать на них, принимать законные меры по их пресечению и воздействию на правонарушителя. В тактически грамотных действиях заключены гарантии не только быстрой ликвидации правонарушений и задержания правонарушителей, но и соблюдения законности, личной безопасности
Эффективность избранных милиционером решений и действий зависит от умения строить свои взаимоотношения с гражданами, от точного и неуклонного выполнения законов (других нормативных актов), от знания особенностей маршрута, поста, от знания и умения применять на практике тактику несения службы по охране общественного порядка, т.е. от профессиональной подготовки
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ НАРЯДОВ МИЛИЦИИ
Согласно ст.18 Закона сотрудник милиции пользуется правами в пределах своей компетенции (в соответствии с должностными обязанностями).
Согласно ст.23 ЗАКОННЫЕ требования СМ обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
Невыполнение ЗАКОННЫХ требований СМ и действия, препятствующие выполнению СМ возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном Законом порядке (ст. 19.3 КОАП РФ).
Сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, спец. средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.
Согласно ст.24 Закона на деятельность сотрудника милиции распространяются положения о необходимой обороне и крайней необходимости.
Согласно ст.25 Закона сотрудник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственным и прямым начальникам. Никто другой не вправе вмешиваться в деятельность сотрудника милиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет права понуждать сотрудника милиции выполнять обязанности, которые настоящим Законом на милицию не возложены. При получении приказов или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться Законом.
Согласно ст.26 Закона показания сотрудника по делу о преступлении или правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
2 ПРАВА НАРЯДОВ МИЛИЦИИ ПО ООП
Согласно ст.99 УППС МОБ НМ для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушения или преступления, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности народных депутатов, кандидатов в народные депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений;
- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или АПН;
- входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, и осматривать их:
1. при преследовании лиц , подозреваемых в совершении преступления;
2. при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;
3. произошел несчастный случай;
4. для обеспечения личной безопасности граждан и общественный безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. НМ докладывает об этом рапортом начальнику ОВД, по месту происшествия. В ст.11 п.18 Закона о Милиции, а также в ст. 165 УПК РФ указывается, что милиция уведомляет судью и прокурора в течение 24 часов во всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих там граждан.
- производить по решению начальника ОВД или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при :
1. ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотий;
2. пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
3. при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.
- использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, а также транспортных средств специального назначения) для :
1. преследования лиц, совершивших преступления и доставления их в милицию;
2. проезда к месту происшествия;
3. доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
4. проезда к месту сбора личного состава милиции по тревоге;
5. проезда к месту стихийного бедствия;
6. транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств.
В случаях, не терпящих отлагательства, при необходимости, сотрудник милиции имеет право отстранить водителя от управления транспортным средством.
В путевом листе и в рапорте сотрудник милиции должен указать время использования транспортного средства, примерный маршрут и его протяженность, свою должность, звание, фамилию и инициалы:
- пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам;
- временно изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.
3. ПРАВО ДОСТАВЛЕНИЯ В ОВД
- правонарушителей - для составления протокола об АПН;
- лиц, подозреваемых в совершении преступлений (ст.91 УПК РФ)
1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2. когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
3. когда на подозреваемом, или на его одежде, при нем ,или в его жилище обнаружены явные следы преступления;
4. при наличии иных данных, позволяющих подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в ОВД лишь в том случае, если это лицо:
а. покушалось на побег;
б. не установлена личность;
в. нет постоянного места жительства.
К иным данным, позволяющим подозревать лицо в совершении преступления, в практике работы милиции принято относить:
1. словесный портрет лица совпадает с данными в ориентировке;
2. на данное лицо указывают свидетели или потерпевший;
3. лицо пыталось уничтожить или скрыть следы преступления;
4. результаты осмотра места происшествия указывают на совершение преступления этим лицом (в т.ч. результаты ревизии, инвентаризации);
5. результаты применения служебно-розыскной собаки
- доставлять в мед. вытрезвители либо в дежурные части лиц:
а. находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться ориентироваться в окружающей обстановке могущих причинить вред окружающим или себе;
б. находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества.
- доставлять в милицию военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или АПН, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;
- задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных в законодательстве, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;
- задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
- задерживать и доставлять в приемники-распределители лиц в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
4. ПРАВА НМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(ст. 99 УППСМ - 93г., ст. 11 п.п. 22,23,28 ЗоМ)
- временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности или объекты, обязывать их остаться там или покинуть их в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, а также для проведения следственных и розыскных действий;
- останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
- осуществлять с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов производить досмотр транспортных средств, при подозрении, что они используются в противоправных целях;
- отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования данными транспортными средствами;
- запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению безопасности.
5. ПРАВА НМ ПРИ ОТКАЗЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ СЛЕДОВАТЬ В ОВД
Кроме вышеперечисленных прав НМ при исполнении обязанностей по ООП имеют право применять физическую силу, спецсредства и, в исключительных случаях - оружие (в строгом соответствии с требованиями Закона ). Эти права нами будут изучаться очень подробно ввиду их особой важности на занятиях по соответствующей теме .
6. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ
С понятием общественного порядка связаны многие направления деятельности органов внутренних дел: создание подразделений ППСМ, тактика несения службы, приказ начальника "...приказываю заступить на охрану общественного порядка.. " и т.д.
Общественный порядок - это урегулированная нормами права система общественных отношений между гражданами, должностными лицами, представителями организаций и учреждений, складывающаяся в общественных местах (т.е. там, где ППСМ несет службу).
Регламентироваться общественные отношения, кроме законов и подзаконных актов, могут еще и нормами морали, обычаями, традициями, но привлечение к ответственности возможно только за нарушение действующего законодательства.
Цели охраны общественного порядка:
- охрана и защита неприкосновенности, чести, достоинства, прав и
законных интересов граждан;
- охрана общественного спокойствия и безопасности;
- содействие нормальной деятельности государственных и общественных
организаций
Общественные места:
- улицы, подвалы, парки, общественный транспорт, другие места, в том
числе, места массового отдыха граждан;
- кинотеатры, кафе, объекты торговли и общепита;
- дворы, подъезды, нежилые помещения (подвалы, строящиеся или брошенные здания)
- и другие общественные места, где могут возникнуть какие-либо отношения между гражданами, особенно противоправные проявления.
Зачастую этими местами могут быть жилые (служебные) помещения, где могут совершаться правонарушения, хулиганство, пьянство и преступления против жизни, здоровья и имущества.
Вывод:
Общественный порядок - сложная социальная категория. Сотрудник милиции обязан принять предусмотренные законом меры, когда отношения граждан нарушают требования закона или принять предупредительные меры, когда нарушаются нормы морали, нравственности.
7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.
- одна из основных обязанностей нарядов милиции по охране общественного порядка. Это положение закреплено в Законе РФ "О милиции" ст. 10 п.1 от 18.04.91 г., гл.4 Устава ППСМ.
Предупреждение правонарушений - это система государственных и общественных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Эта работа (условно) имеет два направления:
- устранение таких причин и условий;
- предупредительное воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений. Устранить причины и условия НМ может на месте путем личного вмешательства (материальные ценности оставлены без охраны, игра детей на дорогах, оставление личных вещей в раздевалках без охраны - в общественных местах, магазины, больницы и т.д.). Или написать по этому поводу рапорт на имя начальника с целью воздействия иными мерами на должностных лиц.
Большая роль в этой работе принадлежит нарядам ППСМ. Само появление в общественном месте сотрудников милиции в форменной одежде способствует профилактике правонарушений, оказывает сдерживающее воздействие на правонарушителей, вселяет у граждан уверенность в надежной защите их прав, законных интересов и личного достоинства.
Чтобы наряд ППСМ успешно предупреждал правонарушения, он должен хорошо знать оперативную обстановку в месте несения службы, располагать информацией и анализом причин и условий, которые могут привести к совершению правонарушений (это должны делать лица, готовящие наряд к несению службы, командиры строевых подразделений ППСМ, дежурные ОВД, представители других служб).
Формы и методы, которыми может пользоваться
наряд милиции:
- Разъяснение требований закона;
- Выявление граждан, нарушающих закон и принятие к ним мер предупредительного характера;
- Контроль за установленными ограничениями (движения транспорта, пешеходов, производство опасных работ без соблюдения мер безопасности и т.д.);
- Контроль за лицами, находящимися в ненадлежащем месте и ведущими себя подозрительно (осмотр закрытого магазина);
- Информирование о выявленных условиях дежурного милиции, участкового инспектор, ИДН и другие службы;
- Осмотр нежилых помещений (подвалы, брошенные строения);
- Осмотр объектов хранения материальных (денежных) средств (о недостатках докладывать дежурному ОВД);
- Осмотры мест массового отдыха граждан и др.
Вывод:
Основанием для применения административно-предупредительных мер является не факт правонарушения, а наступление условий, которые могут привести к совершению правонарушения, к наступлению вреда как для гражданина, так и в целом для общества В целях не допустить этого для более эффективного использования сил и средств милиции в борьбе с правонарушениями (преступлениями) наряды ППСМ должны и обязаны заниматься предупредительной работой.
8. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ НАРЯДОВ МИЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА.
Наряды милиции обеспечивают общественную безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах , постах и прилегающей к ним территории, принимают своевременные меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
По основным направлениям деятельности НМ законодательством предусмотрены общие обязанности:
По охране общественного порядка:
- 1 - знать законы и другие правовые акты РФ, нормативные акты органов местного самоуправления, МВД РФ по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного исполнения;
- 2 - обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках ,на транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и других общественных местах;
- 3 - предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры по устранению данных обстоятельств;
- 4 - соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер административного воздействия к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются;
- 5 - оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а так же находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
- 6 - помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, должностным лицам государственных органов и учреждений, а так же представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
- 7 - докладывать дежурному ОВД обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;
- 8 - принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по ОВД с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.
9. ОСОБЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НМ
Наряды милиции несут службу на различных постах и маршрутах, которые отличаются по обстановке друг от друга (наличие объектов, интенсивность дорожного движения, проведение каких-либо массовых мероприятий, контингент населения и т.д.). Все эти обстоятельства (оперативную обстановку) обязательно надо учитывать нарядами милиции, отсюда и появляются особые обязанности, которые различны для каждого наряда.
Особые обязанности:
- 1 устанавливают порядок несения службы НМ на конкретном посту (маршруте), с учетом:
- особенностей его территории,
- сложившейся оперативной обстановки,
- времени несения службы,
- поставленных наряду задач.
- 2 предусматривают тактические действия НМ при осложнении оперативной обстановки и чрезвычайных обстоятельствах.
Особые обязанности перечислены только в карточках постов (маршрутов). Эти обязанности обычно предусматривают, где и в какое время следует нести службу на маршруте патрулирования (посту), на что обращать внимание и как тактически правильно действовать в тех или иных ситуациях: порядок передвижения по маршруту патрулирования или участку поста, какими средствами и способами необходимо поддерживать связь и взаимодействовать с соседними нарядами, участковыми инспекторами милиции и т.д.
Эти обязанности могут устанавливать НМ дежурный ОВД при подготовке их к несению службы, а так же руководители милиции, инструктирующие НМ.
10. ДЕЙСТВИЯ НМ
ПРИ НАРУШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА.
Определенные обязанности возлагаются на наряд милиции по проведению тактических действий в отношении правонарушителей Во многом эффективность его действий зависит от умения строить свои взаимоотношения с гражданами, от точного соблюдения законов и подзаконных актов, знания маршрута (поста) и т.д. Уставы, постановления, инструкции определяют тактику наряда милиции в типичных ситуациях. От тактически грамотных действий наряда зависит не только быстрота пресечения правонарушения, задержания нарушителя , но и соблюдение законности, личной безопасности. К чему сводятся действия наряда милиции при несении службы:
- правомерное и правильное обозрение территории, ее обход, т. е. надзор за соблюдением гражданами установленных правил поведения;
- тактика действий милиционера при обнаружении нарушений общественного порядка в полной мере зависит от характера и вида правонарушения.
ДЕЙСТВИЯ НМ ПРИ АПН:
1. Прибыть к месту происшествия,
2. Оценить обстановку на месте происшествия:
- определить, какое совершено АПН
- определить количество и контингент участников
- количество и контингент собравшихся, их отношение к происходящему
(в зависимости от обстоятельств, при необходимости - НМ немедленно докладывает об АПН дежурному по ОВД и запрашивает помощь силами и средствами).
3. Приблизиться на безопасное расстояние, представиться и потребовать прекращения АПН;
4. Потребовать документы, удостоверяющие личность, для проверки и, получив - не возвращать их;
В зависимости от характера, степени опасности АПН и совершивших его лиц, а также силы оказываемого ими противодействия НМ принимает одно из трёх решений:
А. Если общественная опасность правонарушения незначительна, правонарушитель выполняет законные требования НМ, правонарушитель вину свою осознал и личность правонарушителя установлена - ограничиться устным предупреждением.
Б. Если общественная опасность правонарушения более значительна (при тех же изложенных выше условиях) - составить протокол об АПН на месте.
В. Если личность правонарушителя не установлена (документы вызывают
подозрение или отсутствуют), или правонарушитель оказывает противодействие, или совершено грубое АПН (ст.ст. 20.21, 20.22,20.1, 19.3
КоАП РФ и т.п.) -
1. пресечь АПН,
2. провести наружный осмотр нарушителя,
3. обеспечить его охрану,
4. выявить свидетелей, записать их установочные данные в служебную книжку, предложить им пройти в ОВД, или обязать явкой на конкретное время (или взять письменное объяснение на месте),
5. те же действия провести и в отношении потерпевших,
6. доставить ПН в ОВД для оформления дела об АПН.
В любом случае необходимо разъяснить ПН существо допущенного им нарушения и ответственность за него, предусмотренную законом; ознакомить ПН с его правами и обязанностями, порядком обжалования действий НМ.
11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ НАРЯДАМИ,
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МИЛИЦИИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА.
Одним из важнейших условий эффективности при решении задач по ООП является обеспечение тесного и непрерывного взаимодействия нарядов ППСМ, ОПС, охраны, мед. вытрезвителя - между собой, с другими службами милиции и общественными формированиями.
Взаимодействие
при несении ППС обеспечивается:
1. Единым пониманием всеми нарядами поставленных перед ними задач, твердым знанием общих и особых обязанностей и способов их выполнения.
2. Знанием оперативной обстановки.
3. Наличием устойчивой и бесперебойной связи, постоянной взаимной информацией о полученных новых данных оперативной обстановки и действиях наряда.
4. Правильным применением установленных сигналов и способов связи. Основные вопросы взаимодействия между нарядами, подразделениями и различными службами милиции определяются начальниками органов внутренних дел при принятии ими управленческих решений по охране общественного порядка и при разработке планов единой дислокации нарядов ППСМ.
В последующем отдельные вопросы взаимодействия при организации повседневной службы нарядов и подразделений милиции уточняется при подготовке НМ к несению службы, на инструктажах.
Все наряды ППСМ во время несения службы обязаны:
1. Информировать друг друга о происшедших в оперативной обстановке изменениях, происшествиях на тех или иных маршрутах и о получении новых данных об обстановке.
2. Содействовать друг другу в успешном выполнении повседневных задач по предупреждению и пресечению правонарушений.
3. Оказывать взаимную помощь, а при необходимости предпринимать совместные согласованные действия по пресечению правонарушения.
4. Тесное взаимодействие наряд ППСМ должен осуществлять с другими службами ОВД:
- С участковыми уполномоченными милиции, поскольку УУМ имеют широкий круг обязанностей, которые выполняются ими в контакте со многими службами ОВД, а так же в тесной связи с населением и общественностью. Взаимодействуя с нарядами ППС, участковый уполномоченный обязан оказывать им помощь в изучении оперативной обстановки, предупреждении и пресечении правонарушений и задержании преступников. Непосредственно на постах и маршрутах патрулирования в пределах своего участка он также обязан обучать милиционеров приемам несения службы, познакомить милиционера с лицами, состоящими на учете в ОВД, проживающими в районе поста или маршрута патрулирования и систематически контролировать их работу. Взаимодействие нарядов Патрульно - Постовой Службы Милиции с участковыми уполномоченными должно осуществляться в целях взаимной информации об оперативной обстановке, сообщения сведений, касающихся состояния общественного порядка на соответствующей территории. Милиционеры должны информировать УУМ о всех выявленных и возможных правонарушениях и состоянии общественного порядка на закрепленных за ним территориях; об отдельных гражданах, группах лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступлений; о выявленных условиях, способствующих совершению правонарушений. Аналогичное взаимодействие должно быть и с другими службами:
- Уголовный розыск: раскрытие преступлений, розыск и задержание преступников, похищенных вещей и ценностей, взаимная информация об оперативной обстановке.
- ПДН: информирование друг друга о преступности и правонарушениях подростков, о местах их действий, о группах и их лидерах, совместные мероприятия Взаимодействие дает хорошие результаты с подразделениями по борьбе с преступностью в сфере экономики, ГАИ Кроме инструктажей, постановки задач нарядам, следует устанавливать личный контакт с теми службами, которые обслуживают территорию, где наряд несет службу по охране ОП.
По взаимодействию с общественными формированиями
по охране ОП НМ обязан:
- постоянно взаимодействовать с общественными формированиями по охране правопорядка и оказывать содействие в осуществлении возложенных на них задач по обеспечению порядка на улицах и в общественных местах;
- при совместном несении службы обучать представителей ОФ по охране правопорядка приемам и методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению наиболее распространенных видов правонарушений, знакомить их с оперативной обстановкой на обслуживаемой территории;
- оказывать помощь в задержании и доставлении в милицию или специально оборудованные помещения общественных формирований правонарушителей;
- при получении информации о преступлении информировать представителей ОФ об обстоятельствах его совершения, приметах преступников, задействовать их в установлении свидетелей и очевидцев, охране места происшествия.
Вывод:
Успешное решение задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью возможно только при максимальном усилии всех служб милиции, в т.ч. нарядов по охране общественного порядка, в тесном взаимодействии между собой, с общественными формированиями.
12. ОБРАЩЕНИЕ НМ С ГРАЖДАНАМИ.
Сотрудник милиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.
Патрульный(постовой) при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан патрульный(постовой), выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопрос.
По требованию должностных лиц и граждан патрульный(постовой) обязан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
В разговоре с гражданами сотрудники милиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладания, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться личным неприязненным чувством.
Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные правовые акты.
Только после этого может быть принято одно из трех решений:
- о составлении протокола;
- о доставлении нарушителя в милицию;
- о возможности ограничиться замечанием
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует , по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали.
С подростками НМ должны обращаться так же вежливо, как и со взрослыми Замечания детям делаются с учетом возраста и уровня их развития.
С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документ вложены деньги или другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Граждане, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими, доставляются в милицию.
Ст.18 ЗоМ гласит:
Сотрудник милиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:
- оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, АПН и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;
- в случае обращения к нему граждан с заявлением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лиц по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
При исполнении этих служебных обязанностей сотрудник милиции может использовать права милиции, предусмотренные настоящим Законом, независимо от того, находится он в установленной форме одежды или в гражданской одежде, происходит это в служебное время, перед его началом или после его окончания.
4. Заключительная часть.
Вопросы для закрепления темы:
1. Общие положения о правах нарядов милиции
2. Права нарядов милиции по охране ОП
3. Кого вправе доставить сотрудник милиции в ОВД
4. Основания для проверки документов, удостоверяющих личность
5. Права по обеспечению безопасного дорожного движения
6. Право входить в жилые и служебные помещения
7. Право использовать средства связи
8. Право использовать транспорт
9.Основания для доставления и содержания в ОВД или мед. вытрезвителе лиц, находящихся в состоянии опьянения
10. Право временного изъятия вещей, документов
11. Права НМ по обеспечению безопасности дорожного движения
12. Права НМ при отказе правонарушителя следовать в ОВД
13. Понятие общественного порядка и общественных мест;
14.Предупреждение правонарушений - одна из основных обязанностей НМ по охране ОП;
15. Общие обязанности НМ по охране общественного порядка;
16. Особые обязанности НМ;
17. Действия НМ при нарушении общественного порядка;
18. Взаимодействие с другими нарядами и подразделениями милиции, общественными формированиями при несении службы по охране общественного порядка;
19. Обращение НМ с гражданами.